ИТМиВТ - Институт точной механики и вычислительной техники С. А. Лебедева РАН
Институт точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева РАН - научно-исследовательский институт в области информационных технологий, вычислительной техники и микроэлектроники
English
Главная страница Контактная информация Карта сайта и поиск
Об институте Решения Проекты Образование

Встраиваемые системы для ответственных применений

Общая информация

Разработка критически важных приложений в области аэрокосмической промышленности, обороны и безопасности страны является одним из ключевых направлений деятельности Института. Данное направление является специфической областью ИТ и характеризуется:

  • высокими требованиями к надежности;
  • тяжелыми условиями эксплуатации (механика, климат, электромагнитные излучения);
  • ограничениями по массогабаритным характеристикам;
  • жесткими требованиями к времени реакции системы.

ИТМиВТ ведет ряд проектов по разработке компонентов (процессорные, периферийные, коммуникационные модули), алгоритмов, моделей, программного обеспечения, аппаратно-программных комплексов для целого ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В рамках проектов Институт осуществляет:

  • разработку процессорных модулей для систем автоматического управления;
  • разработку математических моделей объектов и систем;
  • разработку программного обеспечения, в том числе в среде ОС реального времени QNX;
  • интеграцию специализированных интерфейсов (ARINC, MIL-1553, CAN);
  • серийное производство на собственных мощностях и с помощью партнеров.

Среди проектов ИТМиВТ для аэрокосмической промышленности — системы диагностики и управления двигателями, авиационные тренажеры, бортовые модули (процессорные, периферийные, коммуникационные), интегрированные авиационные дисплеи и многое другое.

В рамках направления встраиваемых систем для ответственных применений в ИТМиВТ ведутся разработки аппаратно-программной платформы перспективной цифровой распределенной системы автоматического управления газотурбинными двигателями (САУ ГТД) на базе архитектуры с временным распределением ТТА (Time Triggered Architecture), включающей в себя линейку специализированных микросхем, модулей и программного обеспечения.

Унифицированная платформа позволит создавать различные системы управления силовыми установками для применения в аэрокосмической промышленности, судостроении и энергетике.

Компетенции

Собственные компетенции

  • Архитектуры авиационных наземных систем управления и диагностики
  • Протоколы информационного взаимодействия бортовых и наземных систем
  • Разработка и тестирование операционного и прикладного ПО
  • Разработка авиационных тренажеров
  • Теория автоматического управления и регулирования
  • Ведение проектов под контролем представительства Заказчика
  • Контроль качества проектов в соответствии с международными стандартами

Используемые в смежных проектах Института

  • Разработка ПЛИС и ИМС
  • Разработка аппаратно-программных комплексов
  • Технологии беспроводных систем управления
  • Информационные технологии
  • Технологии компьютерного моделирования

Опыт построения автоматических систем управления на базе протоколов

  • CAN 2.0B
  • ARINC-429
  • MIL-STD 1553B
  • TTP

Используемые инструментальные средства

  • QNX Momentics — интегрированная среда разработки программ под ОС РВ QNX
  • Simulink — инструмент для моделирования инженерных систем с возможностью генерации моделей на язык программирования Си
  • SCADE — инструмент для моделирования систем для ответственного применения (имеет сертифицированный по DO-178B кодогенератор)
  • САПР АСУ на базе протокола TTP

Публикации

  • Операционные системы реального времени для авионики: обзор
    R&D CNews, 5 мая 2008 г.
    Представлен обзор сравнительных характеристик ОС РВ, присутствующих на российском рынке, применительно к использованию в авиационных системах управления.
  • Использование QNX Neutrino в системах автоматического управления для ответственных применений
    Автоматизация в промышленности, № 3, 2008 г.
    Рассмотрено построение интегрированных САУ с применением жесткого временного разделения доступа к шине для обеспечения надежности (TTA — Time Triggered Architecture). Описано применение в TTA-архитектуре ОС РВ QNX. Приведен пример разработки с реализацией указанного подхода — процессорный модуль для САУ газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения.
  • Распределенная архитектура перспективных встроенных систем
    Электроника: Наука, технология, Бизнес, № 6, 2007 г.
    В статье руководитель Лаборатории встраиваемых систем для ответственных применений ИТМиВТ Владимир Клепиков и соавторы рассказывают о будущем систем управления газотурбинными двигателями.
  • Подчиненные сети Петри в задачах логического управления
    Авиакосмическое приборостроение, № 8, 2007 г.
    Рассматривается механизм описания и моделирования дискретных процессов и систем, получивший название подчиненных сетей Петри (ПСП). Показана эффективность применения ПСП при описании процессов, характеризующихся свойством подчиненности друг по отношению к другу. Показан механизм преобразования ПСП к сетям Петри с запрещающими связями. Инструмент ПСП эффективно применяется в ИТМиВТ для проектирования ПЛИС и разработки программного обеспечения.
  • Будущее за универсальной САУ для авиационных двигателей
    Красная звезда, 21 августа 2007 г.
    Исторически Россия всегда была передовой страной в области самолетостроения, особенно военного. Знаменитые «Сушки», «МиГи» — эти названия известны во всем мире, выросло несколько поколений людей, влюбленных в эти изумительные самолеты. Но чтобы сохранить наше первенство, нужно приложить немалые усилия.

Лицензии по направлению

 






© 1948—2016 «ИТМиВТ»
Версия для печати Контактная информация